lob_vdlo


Previous Entry Share Next Entry
lob_vdlo

Путин наносит ответный удар

Оригинал взят у matveychev_oleg в Путин наносит ответный удар
Первая реакция участников рынка

Президент России Владимир Путин  подписал указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». В документе глава государства определил меры, которые РФ принимает в ответ на санкции, введенные странами Запада.

Согласно указу, в течение одного года «запрещается либо ограничивается... осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию России отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели экономические санкции против российских физических и (или) юридических лиц или присоединились к такому решению».



На сегодня санкции против России ввели США, страны Евросоюза, Канада, Австралия и Япония. К ограничениям также присоединилась Швейцария, не входящая в Евросоюз.

Возможные угрозы

В случае введения санкций больше всего рискуют пострадать импортеры вина. Почти пятая часть поставляемого в Россию вина — качественное вино из стран Евросоюза, преимущественно из Франции, Италии и Испании, говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. В водке импорт занимает не более 5%, из них 90% приходится на Украину. «Сегодня практически все украинские производители водки разливают ее в России, поэтому здесь сложностей не будет», — считает эксперт. Зато Россия может лишиться премиальной водки из Швеции и Финляндии.

Также могут исчезнуть виски, ром, бренди, джин, абсент: они импортируются из Великобритании, США и ЕС.

«Вряд ли санкции заметит массовый отечественный потребитель – доля импорта в общем объеме продаж алкоголя в России менее 5%», — замечает Дробиз.

Потенциально запрет может коснуться молочной продукции, говорит Андрей Карпов, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). «Но 90-95 % молока и молочной продукции, которая есть на полках магазинов – российского производства. Что касается вин и алкогольной продукции, наверное, тот потребитель, который привык пить французское вино, возможно, пострадает. Но даже вино европейских производителей исчезнет с полок магазинов не сразу после подписания указа и утверждения списка продуктов, запрещенных к ввозу. У магазинов есть запасы, поэтому некоторое время вина будут присутствовать», — отмечает собеседник Forbes.

Мясом птицы Россия обеспечивает себя почти полностью: импорт составляет лишь 10%, из них две трети — американские окорочка, приводит данные руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Треть потребляемой в России говядины импортируется: основные поставщики — Бразилия и Парагвай, в этом году из этих стран завезли 90% всей импортной говядины, приводит данные ассоциации Юшин. Если проблемы по чему-то и могут возникнуть, так это по свинине, где четверть — привозное мясо. Два основных поставщика — Бразилия и Канада (у каждой по 42%). Если будут введены санкции, основная задача — искать альтернативу по свинине, говорит Юшин, добавляя, что ею фактически может быть только Бразилия.

Что касается мяса, то продукция российских производителей занимает большую долю на рынке, говорит Карпов. По его словам, «есть альтернативные страны-поставщики, например, страны Латинской Америки». «Этот запрет также даст возможность локальным отечественным производителям быть шире представленными в торговых сетях», — резюмирует глава АКОРТ.

Табачное сырье обычно заводится в Россию из стран Африки, Южной и Центральной Америки, поэтому отрасль санкции не коснутся, полагает директор по коммуникациям JTI (крупнейший в России и третий в мире производитель сигарет) Анатолий Верещагин.

Реакция ритейлеров

Ритейлеры ранее уже сталкивались с запретом Роспотребнадзора на ввоз польских овощей и фруктов. В ассортименте «МЕТРО Кэш энд Керри Россия» были польские яблоки, баклажаны, цуккини, перец, ягоды и  грибы. ««Овощи и фрукты мы заменяем аналогичными товарами российского и турецкого производства», — отмечает руководитель компании по корпоративным и внешним коммуникациям Оксана Токарева.

В ассортименте X5 Retail Group, по словам начальника управления по связям с общественностью Владимира Русанова, американское мясо отсутствует. А доля польской плодово-овощной продукции может составлять не более 15% категории «фрукты-овощи». «Сезон польских яблок и моркови для России, как правило, силен в период с января по июль. Сейчас, например, начинается наш урожай, и доля польских и без того снизилась бы до нескольких процентов, — говорит Русанов. —

Польские яблоки вполне может заменить товар из России, Сербии, Белоруссии, Азербайджана; морковь — Россия, а в несезон нашего урожая — морковь, например, из Израиля; грибы — местные.

Кстати, в этом году хорошая урожайность наших яблок, дефицита не испытываем. Сейчас роста цен при замещении польской продукции не ожидается. Оборачиваемость фруктов овощей в сетях как правило 3-7 дней. То, что еще есть на складах. Мы спокойно все это дораспродадим».

«Планируемые ответные санкции не должны повлиять на наличие и стоимость товаров в российских магазинах ИКЕА. Около 60 % объема товаров ИКЕА производится в России», — говорит Константин Тютрин, представитель ИКЕА в России.

Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России, предполагает, что в новых реалиях  существовать игрокам рынка «будет достаточно сложно, особенно ресторанам высокой кухни, потому что в большинстве своем они, конечно, ориентированы на продукты из Европы». «Если будет спрос, то это будет толчок к тому, что наши предприятия, которые занимаются сельскохозяйственной продукцией, могут сделать определенный рывок в товарозамещении», — заключает он.

Сколько ввезли и насколько зависят

В 2013 году в Россию было ввезено мяcа и мясных продуктов на $6,7 млрд. Крупнейшими поставщиками стран «санкционного списка» были Дания (6,6% в общем российском импорте этой продукции), Германия (6,4%), США (5,3%) и Канада (3,8%). Самая значительная доля поставок мяса в Россию из общего экспорта у Дании – на российский рынок приходится 7,9%  (у Германии – 4,4%, Канады – 5,6%, США – 2%).

Рыбы и морепродуктов было ввезено на $2,86 млрд. Самый крупный поставщик -  Исландия (5,9% общего ввоза в Россию), затем Канада (4,2%) и США (2,7%). Крупнейшая российская доля в общем экспорте этой продукции у Исландии – 8,2%. У Канады - 2,7%, США – 1,6%.

Молочной продукции было импортировано за год на $4,3 млрд. Крупнейший поставщик – Нидерланды с 8,6% от всего импорта. Далее идут Украина (8,9%), Финляндия (7,4%), Германия (5,7%) и Польша (4,5%). Самая большая российская доля в экспорте у Украины – 55%, на 48% зависима от российского рынка Финляндия. Затем идет Польша (8%) и Нидерланды (4%).

Цветов, деревьев и кустарников было ввезено на $960 млн. у Нидерландов российская зависимость мала – всего 4,1% от общего экспорта цветов, а вот у Латвии – 83,9%  цветочного экспорта уходит в Россию.

Овощей в 2013 году было ввезено на $2,8 млрд. На Нидерланды приходится 10% всего ввезенного, 9% на Польшу и 8,4% на Испанию. Самая большая зависимость у Польши – 20% от общего экспорта идет в Россию. У Испании и Нидерландов - около 1,5%.

Фруктов и орехов в прошлом году было ввезено на $6,4 млрд Крупнейшие поставщики из Европы  - Польша (8% от всего импорта) и Испания (6%). Польский экспорт зависим от России на 30%, испанский - на 2,3%

На $1,4 млрд было ввезено растительного масла. США занимает в российском импорте 18%, Украина – 6%. Российские поставки занимают в экспорте США всего 0,7%, Украины – 4,4%

Натурального вина было ввезено на $1,2 млрд. 23% поставок пришлось на Италию, 23% на Францию, 9% на Испанию  7% на Украину. Итальянский экспорт вина зависит от России на 2,3%, испанский и французский - на 1%, украинский – на 84%.

Табака и табачной продукции в 2013 году завезли на $1,2 млрд. 11% пришлось на США, 3% на Италию. Зависимость США от поставок в Россию этой продукции – 5%, Италии – 3%. (с)






?

Log in

No account? Create an account